В проекте схемы по «наружке» сделан шаг назад

22 марта 2016 в 15:42
2799 просмотров
article2933.jpg

Отсутствие принятой схемы размещения рекламных конструкций в Перми создает серьезную проблему для города.

22 марта 2016 года на пленарном заседании гордумы прокурор Перми Андрей Назаров задал вопрос: когда же будет готова схема? Замглавы горадминистрации заявил в ответ, что проект будет готов к утверждению через несколько недель. Так ли это?

На прошлой неделе комитетом по городскому хозяйству Пермской городской Думы был рассмотрен проект решения законодательного органа «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории города Перми». Напомним, в соответствии с федеральным законодательством, органы местного самоуправления должны были утвердить схему размещения рекламных конструкций до 1 января 2014 года. Однако в Перми разработки затягивались, сначала — на год (было принято решение об утверждении дислокации объектов к 1 января 2016 года). Затем, из-за низкой степени готовности документа, 5 ноября 2015 года ответственные за подготовку схемы вновь попросили об отсрочке. Она была предоставлена: избранники перенесли «контрольную дату» на март 2016 года.

К этому времени разработчики должны были не только подготовить проект схемы размещения конструкций на территории Перми, но также провести его через соответствующие процедуры — экспертизы, а также согласования в администрациях города и края. Однако на комитете 15 марта 2016 года с проектом документа были представлены лишь два фрагмента схемы размещения — с 14 объектами на улице Встречной и 37 объектами на улице Якутской. Всего, по данным разработчиков, схема должна состоять из 51 фрагмента карты города с предполагаемыми объектами. С докладом по вопросу выступила заместитель начальника управления по распоряжению муниципальным имуществом департамента имущественных отношений администрации города Перми Татьяна Михалева. Формально подготовка схемы размещения рекламных конструкций на территории города находится в сфере функционала целевого блока «Управление ресурсами», возглавляемого первым заместителем главы администрации города Перми Андрея Шагапа.

Черный рынок рекламы наносит урон бюджетуОтсутствие принятой схемы размещения объектов рекламных конструкций создает серьезную проблему для города. Дислокация объектов должна быть создана в рамках федерального закона «О рекламе», согласно которому билборды, тумбы и другие носители являются законными только при наличии договора на размещение.

Однако в отсутствии утвержденной депутатами схемы размещения конкурсные процедуры на заключение новых договоров проводиться не могут. При этом старые договоры закончились, однако собственники конструкций продолжают размещать на них рекламные материалы. Кроме того, вместо демонтированных часто появляются другие, такие же незаконные. При этом значительная часть из них не соответствуют не только юридическим требованиям, но и техническим параметрам, что создает опасность и для пешеходов, и для автомобилистов.

Затягивание чиновниками принятия схемы размещения конструкций и, как следствие, смещение процедур проведения конкурсов и заключения договоров на установку и использования объектов наносит ущерб бюджету. При этом сами рекламораспространители продолжают зарабатывать.

Выявить собственников значительного числа конструкций, по которым ранее заключались договоры, не представляется возможным из-за многократных перепродаж. Для устранения с улиц незаконных объектов в Перми ещё в ноябре 2015 года думой утверждено положение «о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города». В рамках документа создан и размещен на сайте администрации Перми реестр подлежащих сносу конструкций, который постоянно обновляется. В нем фигурируют не только сами конструкции и сроки их демонтажа, но указаны и их собственники (в случаях, когда данные удается установить).

Установить «более незаконные» и «менее незаконные» конструкцииСитуация с незаконностью функционирующих конструкций собственников не устраивает, но ещё более им не по душе право городских властей объекты демонтировать. В личных интересах собственники конструкций в августе 2015 года обратились в Пермскую городскую думу с требованием установить своеобразный мораторий на снос — сносить только те конструкции, на установку которых разрешения никогда не выдавались, а те, по которым закончились действия договоров — оставить на месте для использования для принятия новой схемы размещения. В качестве главного обоснования назывались интересы города: по словам инициаторов, действующие конструкции все это время продолжали бы приносить деньги в бюджет (за аренду).

Однако мораторий не был введен: против выступила прокуратура Перми. Представитель надзорного органа заявил, что это не возможно: согласно ФЗ «О рекламе», законные конструкции — это те, на использование которых есть договоры и разрешения городских властей, если же документов нет — объекты незаконны. По мнению прокуратуры, никаких разночтений в трактовке федерального закона не допустимо: не может быть «более незаконных» и «менее незаконных». То есть, отсутствие юридических оснований для размещения (вне зависимости от причин этого) превращает в незаконную любую конструкцию.

Мораторий: не в двери, так в окно
15 марта на комитете вопрос «условной незаконности» прозвучал вновь: в рамках представленного проекта «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций…» разработчик предложил утвердить некий «перечень самовольно установленных рекламных конструкций, подлежащих демонтажу». По сути, это тот же самый «мораторий». Можно предположить, что, не получив поддержки при обсуждении вопроса на уровне депутатов гордумы в августе 2015 года: рекламные компании формально ищут вариант, как на законных основаниях избежать демонтажа своих незаконных конструкций. Вероятно, сейчас решение лоббируется через департамент имущественных отношений администрации города.

Остается загадкой, по какой причине разработчики проекта «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций…» внесли в документ пункт, позволяющий узаконить незаконные объекты. Пополнения бюджета за счет рекламщиков — довод, который приводился и летом, и осенью 2015 года инициаторами моратория — утопичен. Да и от «рекламщиков» не поступало конкретных предложений в адрес администрации с перечнем конструкций, за которые они готовы производить платежи в бюджет города. Хотя при «протаскивании» моратория летом 2015 года «горячие» головы из числа депутатов озвучивали цифру в 50 млн рублей, которая поступит в казну города в результате принятия подобного решения. При этом совершенно не ясно, на каких основаниях, в какие сроки, куда и в каком объеме будут поступать средства в бюджет? Все это прописываются в договорах, которые отсутствуют. Причем, даже если бы собственники конструкций решили сами каким-либо образом отдать часть своих незаконных доходов городу, у администрации Перми нет права эти деньги получать. На основании чего? Предполагаются вливание в бюджет «черных» денег?

Легализацию самых «жирных» рекламных объектов предложено отложить до апреля 2017 года
Судя по тексту заключения по проекту, данному управлением экспертизы и аналитики Пермской городской Думы, до утверждения схемы размещения рекламных конструкций еще очень далеко. На это указывает ряд замечаний, под которым подписался начальник управления Лев Гершанок.

— Согласно проекту, схема размещения рекламных конструкций включает 51 карту с указанием объектов. При этом разработчиками фактически представлено только 2 карты, потому некорректно говорить об утверждении всей схемы — можно вести речь только об утверждении лишь ее фрагментов — по улицам Якутской и Встречной (фрагменты карты № 36 и № 23).

— Пунктом 2 предлагается установить этапы разработки отдельных фрагментов (карт) схемы с указанием конечных сроков. Согласно этому пункту формирование схемы должно завершиться к 1 апреля 2017 года. При этом в последнюю очередь предлагается подготовить карты размещения рекламных конструкций в отношении центрального планировочного района города, а также отдельных улиц особого градостроительного значения — магистралей городского значения. Однако это противоречит пункту 1 самого проекта положения, в котором предлагается, в котором говорится об утверждении схемы в отношении всей территории города (то есть в полном объеме).

— Пунктом 5 предлагается утвердить перечень самовольно установленных рекламных конструкций, подлежащих демонтажу. Однако снос самовольно установленных рекламных конструкций относится к компетенции администрации города, потому предложение противоречит 192 решению той же ПГД в которой закреплен порядок демонтажа.

— В соответствии с частью ФЗ «О рекламе» карты размещения объектов должны содержать информацию о типах и видах рекламных конструкций, площади информационных полей и технические характеристики. В двух представленных фрагментах отсутствуют и эти данные, и информация о правовой принадлежности земельных участков, на которых предлагается установка и эксплуатация рекламных конструкций.

— В финансово-экономическом обосновании к проекту решения указано, что принятие проекта решения повлечет для бюджета города Перми увеличение доходов. Так, от проведения торгов в отношении 630 мест — 50 млн рублей, от поступления пошлины (630 рекламных конструкций) — 3,15 млн рублей. При этом отмечается, что представленные фрагменты схемы предусматривают размещение не 630 рекламных конструкций, а 37. Потому представленные данные о потенциальных доходах бюджета города Перми в случаи реализации схемы являются некорректными и нуждаются в уточнении.

Следует заметить, что разработчики схемы размещения рекламных конструкций на территории города Перми уже сообщали депутатам о степени её готовности. Так, на рабочей группе 5 ноября 2015 года все та же Татьяна Михалева сообщила, что на тот момент в схему внесен 301 объект. Было пояснено, что работа очень трудоёмкая и требующая больших временных затрат — именно в связи с этим и была дана отсрочка до марта 2016 года. Однако сейчас обнаружилось, что за несколько месяцев разработчики не просто не завершили работу, но совершили шаг назад — раз число внесенных в схему объектов сократилось до 37. Тем не менее, не смотря на этот факт и выявленные серьезные недочеты, депутаты — члены комитета по городскому хозяйству при Думе поблагодарили разработчиков за большую проделанную работу.

Автор: Лидия Третьякова

Источник: РБК

Похожие статьи:

НовостиВо Владивостоке предлагают разрабатывать наружную рекламу в гармонии с городской средой

НовостиНижний Тагил готов выслушать outdoor-операторов

НовостиРазработана концепция по размещению рекламы на территории Рязани