Как автовладельцу заработать на рекламе

15 июля 2014 в 12:45
2631 просмотр
article1427.jpg

Редакция ЦП поговорила с Михаилом Марченко, основателем проекта Sticker Ride о российском рынке наружной рекламы и том, как с помощью ИТ-стартапа заработать на нем сможет любой автовладелец.

Расскажите о себе? Какой у вас профессиональный опыт?
Я человек из области инвестиций, в настоящее время являюсь управляющим директором в Prostor Capital, до этого работал в РОСНАНО, Аlfa Capital Partners, еще раньше — в KPMG. То есть последние 10 лет посвятил инвестиционным фондам разного направления, от private equity до технологических и венчурных.

Интересно, а как у венчурного капиталиста возникла идея проекта с размещением наклеек на автомобили?
Идея проекта возникла около двух лет назад. Тогда я со своими друзьями пристально смотрел на рынок рекламы, и мы заметили, что есть одна свободная ниша в области наружной рекламы. Идея состояла в том, что с одной стороны очень сильно и бурно развивалась реклама в интернете — в сети рекламодатели начинали бороться уже не за реальных людей, но даже и за «виртуальных», когда реклама откручивалась для роботов, заходящих на страницу, при этом обычных людей баннеры только раздражали.
Но ведь, несмотря на всю компьютеризацию, мы все продолжаем ходить по улицам, передвигаться на метро и машинах — реальные люди все равно находятся в реальном мире — поэтому логично искать контакт с ними именно там. Проблема классической наружней рекламы заключается в том, что она застыла на уровне каменного века — рекламодатель может рассчитывать на стандартные рекламные щиты формата три на шесть или чуть более продвинутые цифровые экраны. Никакой обратной связи и вовлеченности людей этот инструмент предоставить не может. Вот мы и решили вывести наружную рекламу на новый уровень, сделав так, чтобы её носителями были обычные люди — наши коллеги и соседи — которым участие в рекламном процессе доставляло бы удовольствие и приносило какие-то деньги. Так появился StickerRide.

«Мы» — это кто? Расскажите о команде.
Нас несколько физических лиц, в числе основателей люди из областей рекламы, технологий и инвестиций. Сейчас я, пожалуй, не готов раскрыть имена партнеров, но у нас у всех в большей или меньшей степени присутствует опыт создания и ведения бизнеса. Нынешнюю компанию мы также создавали по всем канонам жанра — с бюджетами, бизнес-планами и так далее. Инвестировали в проект самостоятельно, внешних денег не привлекали.
Сейчас в команде 10 человек, у нас есть небольшой офис — большинство задач можно решить удаленно, так что в большем нет необходимости.

Понятно. В чем суть проекта StickerRide?
Вообще, до нас многие уже делали нечто похожее, но останавливались на первом шаге — наклеить что-то на машину. Это, с одной стороны, не давало вовлеченности людей, которые водили эту машину, а с другой — отсутствовала прозрачность рекламодателей. Они не могли быть уверенны, что после того, как они оплатили рекламу, эти машины действительно ездили и каков их маршрут. Поэтому мы придумали внутренюю механику — поинты, которые являются своебразной мерой активности участника рекламной кампании. Приложение считает, сколько километров проехал каждый участник и умножает получившееся значение на сумму по тарифу, который зависит от района, дня недели, времени суток и т.п. Получившееся значение — это и есть поинты. В центре города во время пробок тариф выше, а ночью на МКАД, соответственно, ниже. Это позволило решить проблему с вовлеченностью участников — каждый видит свой текущий статус, баланс поинтов и динамику их прибавления.
Рекламодатель со своей стороны платит именно за поинты — то есть за подтвержденную активность, а не отдает некую фиксированную сумму за машину в день или за месяц. Кроме того, с помощью мобильного приложения можно предлагать водителям участвовать в конкурсах, флешмобах, «увязывать» в одно целое рекламные активности на радио и наружную рекламу.
Например, недавно мы рекламировали фильм «Трансформеры», и в ходе кампании разыгрывали билеты на премьеру среди наиболее активных участников. За час до премьеры в кинотеатре «Октябрь» в Москве наши водители некоторое время ездили на своих машинах с наклееной рекламой вокруг здания — получился своеобразный небольшой флешмоб, который привлек внимание прохожих. Это самый элементарный пример, сделать можно куда более масштабные акции, так как с помощью приложения мы можем общаться с каждым водителем в режиме реального времени.

Еще такой вопрос: насколько легко эти наклейки с рекламой потом снять с машины? Нет ли вероятности испортить краску?
Это легко и занимает около 20 минут. Некоторые участники снимают наклейки самостоятельно или на автомойке, но мы рекомендуем все-таки приехать туда же, где их и наклеили, чтобы доверить работу профессионалам. Конечно, нужно понимать, что если машина ржавая или уже много раз перекрашенная, то с нее лакокрасочное покрытие сходит само, и наклейка здесь может усугубить ситуацию. Мы такие машины стараемся не заклеивать или сразу предупреждать владельцев, а с обычными авто никаких проблем нет.

Как рекламодатель может повлиять на количество машин с наклейками, посвященными его проекту?
Мы примерно знаем, сколько в среднем машина набирает поинтов в день, поэтому, исходя из общего количества поинтов, необходимых рекламодателю, можно рассчитать примерное количество машин для его кампании. Рекламодатель может и просто сказать, что он хочет ровно 200 машин, например, и оплатить поинты по факту, у нас очень гибкий подход.

Сколько сейчас машин в системе?
Число зарегистрированных участников постоянно растет, сейчас их уже около тысячи, это при том, что мы никак не рекламируем проект. При необходимости мы сможем легко набрать и пять и десять тысяч машин. В Москве по самой нижней оценке 3-4 миллиона авто, если привлечь всего 1% от этого числа, то это будет 30-40 тысяч машин.

Но как их можно привлечь? Зачем кто-то что-то будет клеить на машину? На этом можно реально заработать?
Очень сложно привлекать людей, когда с них нужно взять деньги, а вот когда ты их раздаешь, то это очень просто. Сейчас к нам идет поток участников, которые узнали о проекте от своих знакомых — по несколько десятков ежедневно.
Важно понимать, что мы никого не уговариваем наклеить рекламу какого-либо бренда. Мы предлагаем выбор и делаем все для того, чтобы человек в первую очередь получал удовольствие от своего участия в рекламной кампании. Опять же, пример из кейса продвижения «Трансформеров» — участники, у которых есть дети, были просто в восторге. Каждая поездка с малышней вызывала море положительных эмоций, они рассказывали, что дети даже хвастались наклейкой трансформеров на папиной машине в детском саду. Это и есть вовлеченность и wow-эффект, которого мы хотели достичь.
Насчет заработка, у нас нет водителей, которые занимаются только этим и целенаправленно ездят с рекламой на авто. Это наша философия — все едут по своим делам, они бы делали это точно так же и без всяких наклеек. Заработанная сумма, конечно, зависит от пройденного растояния — у кого-то это будет 3-4 тысячи рублей в месяц, кому-то удастся собрать и 15-20.
Все равно интересно, сколько можно заработать. Если ездить с работы и на работу по одному и тому же шоссе по пробкам, на что стоит рассчитывать?
Все зависит от района по которому ездить, и от общего расстояния. Если поездка в один конец будет занимать часа по полтора, то тысяч 5-7 в месяц должно получаться. Как раз хватит на бензин. Кстати, один из наших рекламных слоганов как раз звучит как «моя машина сама зарабатывает себе на бензин». Нашим участникам нравится в первую очередь внимание к ним на дороге, которое провоцируют яркие рекламные наклейки, а деньги уже во вторую. Например, сейчас среди участвующих машин есть даже Porsche — не думаю, что владельца такого автомобиля интересует лишняя пара тысяч рублей, ему просто нравится, и всё.

А наклейки у вас стандартные или есть какой-то выбор? Условно, на красную машину можно не все подряд наклеить, чтобы красиво получилось.
Это зависит от конкретной рекламной кампании, но наши дизайнеры всегда адаптируют креатив, который приходит от рекламодателя и цветовую гамму делают либо нейтральной, чтобы она подходила под все машины, либо создается несколько вариантов стикеров под разные цвета.

Еще интересно, вы продаете эту услугу, именно как имиджевую тему для рекламодателей или же есть какие-то варианты подсчета лидов для понимания реальной эффективности такой рекламы?
Хороший вопрос. В наружке существует только один коэффициент — это OTS, некая оценка количества людей, увидевших баннер. Это очень грубая оценка, в отличие от Интернета или даже ТВ, поскольку она основана на математической модели и экстраполяции когда-то сделанных замеров трафика людей в той или иной точке.
Мы тоже можем это рассчитать, но не видим особенного смысла. Наш носитель хорош для создания wow-эффекта, запоминаемости, а не для продажи какой-то определенной услуги или товара «здесь и сейчас». Наша рекламная кампания в качестве дополнения к рекламе на ТВ и в сети может очень существенно повысить общую конверсию покупателей.

У вас уже есть какая-то статистика по работе сервиса: сколько выплачено средств водителям, сколько километров они проехали?
Мы ведем статистику по каждой кампании в отдельности, но проект недавно стартовал, поэтому каких-то больших данных собрать еще не удалось. Но на примере той же кампании «Трансформеров». За три недели участники проехали по Москве расстояние больше, чем половина экватора — около 25 тыс. километров.

Сколько планируется зарабатывать на этом проекте? Каков объём рынка?

Именно такого рынка пока вообще не существует. Но есть общий рынок наружной рекламы в России. В 2013 году его объём оценивался на уровне 50 млрд рублей, из них около 40% пришлось на Москву. Мы планируем выходить в другие города и нацелены на то, чтобы зарабатывать от 0,5 до миллиарда рублей в год. То есть на скромные 2% от общего рынка наружной рекламы.

Как в случае вашего проекта выглядит выход в новые города? Что нужно доделывать и изменять, чтобы начать работу?
Мы специально позаботились о том, чтобы при масштабировании ничего не нужно было менять. Для начала работы в новом городе достаточно подыскать партнера, который будет осуществлять сервис в регионе — то есть будет производить оклейку автомобилей. Вся остальная работа происходит дистанционно, в том числе общение с участниками рекламных кампаний.

Кстати, а водителям приходится платить за оклейку самостоятельно, или вы берете эти расходы на себя?
Водитель ничего не платит, более того, ему полагается еще и бесплатная мойка автомобиля.

Какая у вас у самого машина? Наклейку повесите на нее?
У меня BMW X6, наклейку вешаю — я ездил с «Трансформерами».

Источник: http://siliconrus.com/2014/07/stikerride-project/

Похожие статьи:

НовостиРекламное агентство «Бульварное кольцо» выполняет условия контракта

НовостиВ 2013 году доля затрат рекламодателей на рекламу на транспорте вырастет до 23 процентов

Новости«Добрый транспорт» выходит в онлайн