«Чтобы навести порядок на рынке наружной рекламы - нужны профессионалы»

3 сентября 2018 в 23:48
2379 просмотров
article4561.jpg

Интервью с Владиславом Рощиным, председателем Совета рекламной ассоциации Московской области.

Не секрет, что рынок наружной рекламы Приморского края и города Владивосток нуждается в систематизации, которая значительно увеличит поступления в муниципальные бюджеты. Такие территории, как Москва, Санкт-Петербург и Московская область уже прошли этот путь.

О сложностях, с которыми столкнулись власти Московской области и предприниматели — в интервью с Владиславом Рощиным, председателем Совета рекламной ассоциации Московской области, генеральным директором «АРК-Медиа».

— Владислав Анатольевич, с конца 2013 года в Москве и Московской области началось систематизирование рынка наружной рекламы, были достигнуты существенные результаты. Что представлял собой рынок наружной рекламы в Московской области до наведения порядка? Назовите антипримеры, от чего уходили?
Компания «АРК-Медиа» работает на рынке наружной рекламы города Москвы более 25 лет. В 2013 году в Москве были проведены аукционы, условия проведения которых не позволили нашей компании стать одним из победителей этих торгов, и компания была вынуждена переориентироваться на работу на рынке наружной рекламы МО. На тот момент времени, представления о рынке наружной рекламы Московской области ограничивались названием операторов, работающих на рынке, и большим числом рекламных конструкций, не самого лучшего качества, установленных в хаотичном порядке на территории МО.

В 2014 году под эгидой департамента по информационной политике Московской области начали активно проводиться торги на право размещения рекламной информации в различных муниципалитетах МО. Самостоятельно такие торги могли провести только единичные муниципалитеты. Мы участвовали в этих аукционах, инвестировав в местные муниципальные бюджеты значительные денежные средства.

По итогам проведения торгов наша компания вошла в топ-5 компаний, которые представлены на рынке наружной рекламы МО в настоящее время.

На мой взгляд, основная проблема, с которой столкнулись операторы, победившие на аукционах 2014 года – это отсутствие единых, понятных и принятых всеми участниками данного процесса, правил игры в различных муниципальных образованиях. Как следствие такой ситуации на рынке — рост числа незаконно установленных рекламных конструкций. С точки зрения экономической эффективности ведения бизнеса, текущее положение вещей являлось существенной проблемой для компаний инвесторов, входящих на этот рынок. И эту задачу необходимо было решать.

Вот реальная ситуация: компании инвестировали в рынок наружной рекламы Московской области значительные денежные средства. Стартовая цена права за размещение рекламной информации на аукционах равна годовой аренде рекламных конструкций. На аукционе эта цена возросла в три-четыре раза, согласитесь, большие деньги. Все выплаты по аукционным платежам происходят в течение недели после заключения договора, и направляются в местные бюджеты, что очень хорошо для муниципалитетов. Компании, пришедшие на рынок наружной рекламы МО в качестве инвесторов — это компании, которые платят налоги, имеют обязательства перед банками кредиторами, содержат профессиональный штат сотрудников с реальными заработными платами, имеют технические средства на балансе, необходимые для реализации задач клиента и так далее.

Дальше происходит следующее: компания начинает работать с клиентами, и с учетом выше перечисленных факторов, определяет цену за размещение рекламной информации, которая четко коррелируется с экономикой региона, в котором клиент приобретает рекламу. А в это время в том же муниципальном образовании появляются незаконные рекламные конструкции, не самого лучшего качества, часто не соответствующие принятым нормативам (ГОСТу), не обремененные аукционными платежами, кредитными обязательствами, арендными платежами региону и т.д. Такие рекламные конструкции продаются на порядок дешевле, в сравнении с ценой, которую вынуждены формировать операторы, ведущие свой бизнес легально.

Не скажу, что ситуация была катастрофической, но сложность данного периода хочу отметить! Кто в плюсе от данной ситуации!? Правительство МО? Муниципалитеты? Инвесторы!?, вложившие денежные средства в Экономику региона!? Я думаю ответ лежит на поверхности.

И такая ситуация на рынке наружной рекламы МО продолжалась несколько лет. И только благодаря целостной и твердой позиции правительства Московской области ситуацию удалось переломить.

— И власти муниципалитетов ничего с этим не делали?
Мне сложно ответить на этот вопрос однозначно, мне хотелось бы оперировать только проверенной информацией и доверять тому, что я вижу своими глазами. То, что мы наблюдали на тот момент времени, нас совершенно не устраивало. Неправильно было бы сказать, что никто ничего не делал, но результат этой работы для инвесторов, пришедших на рынок, был плачевным. Большое число незаконной рекламы, отсутствие четкой системы взаимодействия власти и бизнеса на местах, разные правила игры на территории МО. Почему это было возможным? Здесь нужно ставить большой вопрос. Могу только предполагать. А на самом деле есть замечательная фраза: «Кадры решают все».

— Опишите алгоритм действий систематизации рынка наружной рекламы. Возможно, к этой формуле прибегнут власти регионов, где в этой сфере, мягко говоря, не всё благополучно.
Во-первых, во-вторых и в-третьих, всегда нужны профессионалы во главе процесса управления той или иной отраслью. Когда в правительство Московской области и ряд муниципалитетов пришли люди, обладающие колоссальным опытом работы по становлению и эффективному управлению отраслью наружной рекламы, процесс, как говорится, пошёл!

Начали с формирования системы открытых и понятных правил для бизнеса. Проведены встречи бизнеса с губернатором Московской области Андреем Юрьевичем Воробьевым. Разработана схема размещения рекламных мест в каждом муниципальном образовании. С учетом градостроительной ситуации в каждом муниципалитете разработана концепция размещения рекламных конструкций различных форматов и типов. Были разработаны и воплощены в жизнь меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Операторы, победившие в аукционах, почувствовали поддержку со стороны местных властей – это было прорывом. Компании начали устанавливать качественные, современные рекламные конструкции, соответствующие ГОСТу. На сегодняшний день, создан реестр всех рекламных конструкций Московской области. Теперь каждый имеет возможность посмотреть и понять, законна или нет та или иная рекламная конструкция.

— Намного ли увеличились поступления в бюджеты районов и городов Московской области после усовершенствования рынка наружной рекламы?

Да, намного. Торги, действительно, принесли реальное увеличение поступлений в местные бюджеты муниципалитетов. Практически в каждом муниципальном образовании, стоимость права заключения договоров на размещение рекламной информации, по итогам аукционов, поднялась в 3-4 раза – это серьезный рост доходной части местного бюджета.

— Что ваша компания и другие новые игроки на рынке Московской области привнесли качественно нового на рынок наружной рекламы?
Компании-операторы, победившие на торгах 2014-2015 годов, помимо серьезного наполнения бюджетов муниципальных образований, установили новые рекламные конструкции различных форматов на территории МО, тем самым обновив старый парк рекламного инвентаря в МО.

Согласитесь, это важно, с точки зрения безопасности.

Все, заново установленные рекламные конструкции, смонтированы с учетом действующего ГОСТа и соответствуют нормативным актам на прочность. К примеру: на трассе Рублево-Успенское шоссе больше нет ни одной фанерной конструкции старого типа. Концепция размещения рекламных конструкций на территории РУШ предусматривала наличие на этой трассе конструкций с динамической сменой изображений и внутренним подсветом. Этот проект и был реализован в виде, так называемых, сити-бордов (скроллеров) формата 2,7х3,7м. Красиво и функционально!

Новый тренд, новые вызовы – рынок все время находится в развитии, и это абсолютно нормально. Диджитал – это современное, отвечающее сегодняшнему времени событие в наружной рекламе МО. Да, безусловно, есть проблемы с подбором качественного рекламного места для размещения такого типа рекламной конструкции. Есть вопросы с наличием получения необходимой электроэнергии для такого типа носителей. Не полностью решены вопросы с проявлением вандализма в отношении таких типов конструкций. Но повторяю — это вызов, это новая интересная задача, которую необходимо решать!

Экраны устанавливаются сегодня и будут устанавливаться завтра — это удобный и весьма эффективный способ коммуникации с аудиторией, начиная от коммерческого размещения, размещения социально значимых программ для региона, заканчивая простым оповещением граждан, например, о стихийных бедствиях.

— С чего бы вы посоветовали начать наведение порядка властям регионов, где с наружной рекламой бардак? Например, они смотрят, что рекламы много, а поступлений в бюджет мало, садятся за стол и думают, что делать.
Мы всегда пытаемся придумать какой-то свой, как нам представляется, самый правильный и эффективный путь развития. Я бы рекомендовал не изобретать велосипед, а воспользоваться уже существующим успешным опытом и привлечь в свои регионы профессионалов. Всё уже пройдено. Уже «набиты шишки». Уже понятно, как себя вести, в каком направлении двигаться.

Первое – это четкие правила работы на рынке наружной рекламы региона, поддерживаемые всеми участниками процесса. Непростая задача, но решить которую совершенно необходимо, для поступательного развития региона.

Второе – разработка схемы размещения рекламных конструкций в регионе;

Третье – сформированные методические указания по определению стоимости базовой арендной ставки в каждом регионе;

Четвертое – разработка концепции размещения рекламных конструкций, с учетом особенностей территорий того или иного муниципального образования.

Пятое – создание открытого реестра рекламных конструкций по территориям региона;

Также, на мой взгляд, один из важнейших факторов – это разумная поддержка рекламного сообщества со стороны действующей власти региона.

К решению задачи по систематизации рынка наружной рекламы нужно подходить осторожно, разумно и взвешено. Экономическая ситуация в стране непростая, клиенты в погоне за оптимизацией бизнеса сокращают свои расходы, как правило, это касается маркетинговых издержек. Объявляя те или иные торги, необходимо оценивать различные факторы: экономическую целесообразность стартовой цены аукциона, время проведения аукциона и так далее. Можно же определить такую стартовую цену торгов, что компании на аукцион просто не придут.

Напомню, что федеральное законодательство дает устроителям проводить торги не только в виде аукционов, где основным критерием является только цена, а также в виде конкурсов. Каждый для себя сам должен решить, какой подход является стратегически верным! Если мы действительно имеем желание сделать так, чтобы рынок наружной рекламы, в том или ином регионе, был прозрачными и эффективным, с разработанной системой всем понятных и простых правил, был бы красивым и ненавязчивым для горожан, то я абсолютно убежден, что бизнес должен принимать активное участие в этом процессе, иметь возможность высказать свою точку зрения, давать экспертные, рекомендательного свойства, решениям, которые принимают местные органы самоуправления и прогнозировать, что может произойти вслед за тем или иным решением. Со своей стороны я бы посоветовал бизнесу создать в каждом регионе ассоциацию, гильдию, комитет — можете назвать, как хотите, главное, чтобы это был эффективный инструмент взаимодействия экспертов от бизнеса с местными властями. По примеру, как это было реализовано в Московской области. Бизнес сообщество должно иметь возможность вести открытый диалог с властью. И в рамках этой дискуссии находить решения, устраивающее все стороны этого диалога.

Источник: UssurMedia

Похожие статьи:

НовостиДума Нижнего Новгорода решила не допускать должников до торгов за рекламные места

НовостиИсполком Казани проведет аукцион на право размещения наружной рекламы

НовостиВ Нижнем Новгороде сократили количество рекламных мест в лотах