​О будущем самарской «наружки»

16 января 2016 в 19:13
3417 просмотров
article2764.jpg

Руководитель Комитета по наружной рекламе Департамента благоустройства и экологии Сергей Никифорчук.

С 1 января 2016 года к администрации Самары вернулись полномочия по регулированию сферы наружной рекламы. Отныне муниципалитет сможет самостоятельно проводить торги, выдавать разрешения на установку и выписывать предписания на демонтаж рекламных конструкций. В зону ответственности входит весь город за исключением территорий, прилегающих к дорогам федерального значения — Московское шоссе, Волжское шоссе, улицы Ново-Садовая и Демократическая.


Эти территории находятся в собственности Самарской области, и поэтому остаются за областным министерством имущественных отношений. Руководитель Комитета по наружной рекламе Департамента благоустройства и экологии Сергей Никифорчук рассказал о том, как возврат полномочий повлияет на облик города и самарский рекламный бизнес.

— Почему так важно было вернуть Самаре право самостоятельно решать вопросы, связанные с наружной рекламой?— Это оптимизация процесса. Согласно федеральному законодательству, схема размещения рекламных конструкций может разрабатываться исключительно муниципалитетом. Часть полномочий так и оставалась за нами, однако, процедуры выдачи разрешений и демонтажей усложнились после передачи полномочий в министерство имущественных отношений. Например, чтобы снести незаконно установленную конструкцию, нам сначала приходилось направлять собранную информацию в министерство имущественных отношений. И оно выписывало нам предписание, чтобы мы выписали заявку на демонтаж самовольно установленной конструкции. Также при выдаче разрешений министерство имущественных отношений направляет заявления с приложенными документами в наш комитет по наружной рекламе для согласования. А результаты рассмотрения мы снова отправляли в министерство. Теперь все будет происходить намного проще и быстрее.

— До недавнего времени от многообразия видов наружной рекламы у самарцев буквально рябило в глазах. Каких «изобретений» находчивых рекламораспространителей мы больше не увидим на улицах города?— Постановлением главы города утверждены 13 типов рекламных конструкций. И среди них нет ни транспарант-перетяжек, ни так называемых «гусей» — нависающих над проезжей частью рекламных щитов характерной формы. Самый распространенный тип среди утвержденных – рекламный щит размером 6х3 м. Общее их число — 1384 штуки, включая находящиеся в ведении областных властей. Это в три раза меньше, чем три года назад. При этом в исторической части города, ограниченной улицами Полевой, Арцыбушевской и реками Волга и Самара, не предусмотрено ни одного такого щита. Впрочем, в схему могут вноситься изменения…

— Об этом хотелось бы поговорить поподробнее. Большинство самарцев одобряют очистку города от рекламных щитов. Но не вернутся ли они в скором времени обратно?— Мы уже провели основную часть аукционов, и теперь в Самаре вместо 137 осталось всего 14 операторов наружной рекламы. За победу им пришлось заплатить очень большие деньги – в позапрошлом году Самара получила около 700 миллионов рублей от проведения торгов. Договоры заключаются на пять лет, и было бы несправедливо увеличивать количество рекламных площадей — ведь сейчас, когда рекламный рынок переживает серьезный кризис, цены существенно упали. Увеличение количества конструкций приведет к демпингу цен. Поэтому городские власти не планируют увеличивать количество рекламных конструкций – это твердая позиция, от которой мы не намерены отступать. Ведь нам нужно учитывать не только экономический эффект, но и заботиться о внешнем облике города. Поэтому важен баланс, который на данный момент достигнут. Не стоит забывать и о грядущем Чемпионате мира по футболу — у Самары есть обязательства перед ФИФА, в том числе и по наружной рекламе. Возможно, несколько конструкций появятся на территории аэропорта.

— А как быть с предприимчивыми «бизнесменами», самовольно устанавливающими конструкции на городских территориях? Ведь они не платят в бюджет ни копейки!— В прошедшем году мы провели колоссальную работу по искоренению такого класса «предпринимателей». В общей сложности снесено 814 незаконных конструкций разных форматов. Большую часть – 461 штуку – составили щиты размером 6х3. В основном демонтаж проводила администрация Самары, но часть конструкций владельцы убрали самостоятельно, испугавшись серьезных штрафов. Конечно, время от времени незаконные конструкции возникают на городских территориях – особенно на окраинах. Но теперь у нас есть возможность удалять такую «самодеятельность» с городских улиц буквально за несколько дней, и мы планируем покончить с ними. Физически демонтаж осуществляют подрядные организации, они же занимаются утилизацией. Мы строго контролируем этот процесс, который должен быть подтвержден документально.

— Еще есть такие «конструкции», как кусок фанеры, прибитый к дереву или столбу…
— А вот это уже не реклама, а хулиганство, поскольку речь идет о порче объектов дорожного хозяйства или зеленых насаждений. И речь, в этом случае, должна идти не о демонтаже рекламной конструкции, а об очистке от надписей, нанесенных из хулиганских побуждений. У всех этих объектов есть собственник, который отвечает за их состояние.

— Давайте теперь о бюджете: насколько улучшится финансовое положение города?
— В консолидированный бюджет Самары пойдет госпошлина за выдачу разрешений, которая составляет 5 000 рублей за каждое разрешение. Сейчас на очереди рекламные конструкции, расположенные на фасадах, крышах и стенах многоквартирных домов. Была проведена инвентаризация уже существующих конструкций, которых оказалось около 7 000. Мы планируем выдать разрешения в течение года, но получат их не все — помимо мнения комиссии, проверяющей архитектурную уместность такой рекламы, важную роль играет согласие жителей многоквартирных домов. Если 2/3 жителей дома выступают «против», разрешение не будет выдано.
Кроме госпошлины, бюджет города ежегодно будет получать около 95 миллионов рублей за эксплуатацию конструкций, по которым уже заключены договора.

Справка

Приведение в порядок рынка наружной рекламы сопровождалось многочисленными коррупционными скандалами. По разным причинам мэрии Самары не удавалось эффективно бороться с «серыми» рекламщиками, и Министерство имущественных отношений Самарской области взялось навести порядок. К тому моменту город заполонили самовольно установленные рекламные конструкции, обезобразившие городской ландшафт. На всех оживленных улицах над проезжей частью нависали баннеры и транспарант-перетяжки, которые устанавливались хаотично. Показательно, что гостей Самары настолько поражало засилье уличной рекламы, что негативные отзывы в сети Интернет появлялись с завидной регулярностью. Раздражала навязчивая реклама и жителей города. Сейчас ситуация в корне изменилась, и на улицах осталась лишь малая часть рекламных конструкций. Все они установлены законно и внесены в утвержденную муниципалитетом схему.

Беседовал Олег Нечаев

Источник: «Самарские известия»

Похожие статьи:

НовостиВ Самаре насчитали свыше 100 тысяч кв.м. рекламных площадей

СтатьиМэрия Самары взялась за рекламу

СтатьиМэрию Самары пытаются засудить?