«Архитектура симулякра»: Фальшфасады не то, чем кажутся

9 июня 2019 в 15:13
4782 просмотра
article5032.jpg

Опубликовано исследование, посвященное фальшфасадам, которые скрывают здания во время реконструкции и имитируют их стены.

5 июня московский фотограф Дмитрий Воинов опубликовал большое исследование, посвящённое фальшфасадам. Главная задача Воинова заключалась в том, чтобы по-новому взглянуть на эти конструкции, которые давно стали обыденным и неприметными, и попытаться подробно проанализировать их смысл и функции в городе.

Strelka Mag поговорил с Дмитрием, и вместе с автором проекта по-новому взглянул на баннеры с нарисованными окнами и дверьми.

АРХИТЕКТУРА СИМУЛЯКРА. СИМУЛЯКР АРХИТЕКТУРЫ
Фальшфасады часто скрывают даже не само здание, а строительную площадку или руину. Если за баннером все же находится целый дом, то мы обычно не знаем, что именно изображено на полотне: исторический фасад, его будущий вид после ремонта или актуальное состояние.

Фальшфасад — это конструкция, с помощью которой рабочие скрывают здание на время реставрации или капитального ремонта. Она состоит из металлического каркаса и натянутой на него баннерной сетки, на которую в свою очередь наносится имитирующий реальную стену рисунок.

Воинов рассматривает фальшфасады как имитацию несуществующей постройки. В своём исследовании фотограф обращается к философскому термину «симулякр», который обозначает копию, которая не имеет оригинала в реальности или знак, который не имеет обозначаемого.

«Таким образом, объектом нашего исследования становится «архитектура симулякров»: многообразие городских фальшфасадов и изображений на них», — говорится в тексте.

Использование достаточно сложного философского термина не должно пугать — исследование посвящено, в первую очередь, восприятию фальшфасада обычным горожанином и представляет собой ультимативный анализ этого феномена.

В работе Воинова говорится и о различных типах фальшфасадов, об их внешнем виде, и о связанных с ними архитектурных парадоксах — например, когда на установленных в городе баннерах изображают лес.

Среди прочего Дмитрий Воинов сравнивает плоские рисунки фальшфасадов с текстурами компьютерных игр и декорациями киностудий, а также приводит в пример фрагмент из «Ревизора» Николая Гоголя, в котором Городничий предлагает имитировать нормальный забор с помощью «соломенной вехи».

ФАЛЬШФАСАД КАК НОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Несмотря на то, что при разговоре о фальшфасадах речь идет всего лишь о материи, натянутой на металлические балки, они часто обладают теми же характеристиками, что и обычные здания.

Во-первых, они бывают долговечными. Например, некоторые постройки на Софийской набережной напротив Кремля затянуты баннерной сеткой как минимум с 2008 года.

Башня Кремля во время реставрации

Во-вторых, они так или иначе формируют пространство города.

В третьих, с ними происходят те же процессы, что и с обычными зданиями: они ветшают, изнашиваются и покрываются новыми текстурами — например, рисунками граффити.

В-четвертых, многие фальшфасады не препятствуют доступу в здание, сохраняя одну из основных функций. Более того, рабочие часто специально вырезают отверстия для разных сервисов — например, банкоматов.

Все это, по мнению Воинова, указывает на то, что фальшфасады условно можно поставить в один ряд с традиционной архитектурой.

ЗАЧЕМ ФОТОГРАФУ СНИМАТЬ ФАЛЬШФАСАДЫ?
По просьбе Strelka Mag Дмитрий Воинов рассказал, что именно подтолкнуло его к этому исследованию: «Всё дело в легком раздражении, которое и пробудило мой интерес: фальшфасады удивляют сначала неестественностью плоских примитивных форм, потом — своим количеством, позже — сроком эксплуатации, который может растягиваться на месяцы и годы. С подобным раздражением — и интересом — фотограф, как правило справляется вполне предсказуемым способом: с помощью фотокамеры».

Среди людей, нарисованных на этом баннере, можно заметить два вырезанных отверстия — такие «глаза» создает уличный художник Кирилл Кто.

В общей сложности Воинов потратил на проект около трех лет. Фотограф отметил, что такой лендинг можно было бы завершить и за неделю, но для него это была возможность заняться личным проектом без технических заданий, формальных требований и ограничений. На протяжении долгого времени он просто фотографировал фальшфасады, собирая фактуру для будущего исследования.

Сквозь фальшфасад виден портрет писателя Германа Гессе

Также Воинов объяснил, что фальшфасад важен для него не столько как объект в городе, сколько как отправная точка для исследования, которое бы позволило взглянуть на проблему под другим углом: «Точно так же музыканта интересует не столько музыкальное произведение, записанное в виде нот на листах бумаги, сколько возможность трактовать его по-своему и заставить слушателя испытать те или иные эмоции. Интересен не фальшфасад: интересно то, что фальшфасад может быть отправной точкой для исследований и рассуждений».

ЛИСТВА В ЗАСНЕЖЕННОМ ГОРОДЕ
«Как показывает реакция первых читателей, мало кто думал о том, что данная тема может стать отдельной темой исследования, но при этом феномен фальшфасадов знаком всем: даже если вы не уделяли им отдельного внимания, вы отлично представляете, о чём идёт речь, вы чувствуете, что это явление, как ни странно, существует и в вашей повседневной жизни», — рассказал Дмитрий.

Он отметил, что в его работе можно найти и практическую пользу для города: «Уже сейчас можно сделать выводы о том, как использовать фальшфасады более уместно. Как минимум, не стоит печатать летние фотографии деревьев, поскольку баннер с ними, скорее всего, провисит несколько лет и каждую зиму будет удивлять горожан зеленью листы».

Также фотограф считает, что с помощью фальшфасадов можно сделать привлекательнее городскую среду. Наряду со спорными решениями оформления строек есть и удачные — и с них стоит брать пример.

«Раз камуфляж строек всё равно неизбежен, имеет смысл изменить подход к его оформлению, которое надолго становится частью городской среды и — в определенном смысле — новом типом архитектуры», — считает Дмитрий.

Автор: Кирилл Головкин

Источник: Strelka Mag

Похожие статьи:

НовостиНужны ли городу арт-троллейбусы?

СтатьиТимофей Радя — о том, почему горожане должны выйти на улицы

СтатьиВласти Казани защитили граффити от рекламных конструкций