В Казани сменили вывеску

28 марта 2014 в 13:03
2128 просмотров
article1182.jpg

Новые правила оформления вывесок и информационных конструкций вступили в силу в Казани. 

Эту чувствительную тему вчера на круглом столе обсудили представители исполкома и рекламного бизнеса. В течение ближайших трех-четырех лет пестроту неоновых огней, флагов, стел и табличек введут в жесткие рамки — по примеру Москвы и Санкт-Петербурга. Взамен городские власти обещают упростить процедуру согласования, сведя субъективизм чиновников к минимуму. Участники рынка, опрошенные «БИЗНЕС Online», опасаются, что предпринимателям будет намного труднее зазывать клиентов.

 
ЧИТАЙТЕ ПРАВИЛА С КАРТИНКАМИ

Встреча с предпринимателями, посвященная новым правилам размещения вывесок, прошла в формате «дня открытых дверей» в управлении архитектуры и градостроительства (УАиГ). Перед тем как собрать предпринимателей в зале, их провели по столь труднодоступным для них кабинетам управления архитектуры, задействованным в процессе согласования информационных конструкций.

— Вывески не должны разрушать архитектурную среду, наоборот, они должны в нее органически вписываться, — открыл круглый стол замруководителя исполкома Иван Кузнецов и посмотрел в сторону начальника управления наружной рекламы и информации (УНРИ) Ирины Дябилкиной. — Несколько лет исполком проводил мероприятия по упорядочению размещения наружной рекламы — мы имеем в результате цивилизованный и прозрачный рынок, на котором раньше царил хаос. Теперь мы начинаем точно такую же системную работу по наведению порядка в сфере размещения информационных конструкций.

Собственно, процесс идет уже несколько месяцев. По словам Кузнецова, чиновники изучили опыт других городов, в частности Москвы, а также судебную практику и последние разъяснения антимонопольных органов по поводу разделения рекламных и информационных конструкций. Одно дело — билборд 3?6, а другое — вывески, элементы оформления организаций, работающих на потребительском рынке и в сфере услуг. Решением Казгордумы от 25 декабря это разделение было закреплено в Казани официально. Всем, что касается рекламы, с тех пор рулит по-прежнему управление наружной рекламы. Информационные же конструкции переданы в исключительное ведение управления архитектуры и градостроительства. Это резко упростило процедуру согласования: если ранее необходимо было пройти два круга — сначала в УНРИ, затем в УАиГ, то теперь достаточно того, чтобы вывеска «понравилась» архитекторам.

Впрочем, субъективизму «согласовальщиков» и необоснованным отказам теперь объявлен бой. Орудием стали изменения в правила благоустройства, где требования к размещению вывесок детализированы вплоть до картинок. Документ был опубликован на прошлой неделе в сборнике нормативных актов исполкома.

Как уверяют разработчики документа, при его создании ставилась задача сделать текст максимально понятным и прозрачным для бизнеса, исключив возможность двойного толкования. Каждый предприниматель при желании может оценить, соответствует его вывеска новым требованиям или нет. Кроме того, документ не высечен в граните: Кузнецов оговорился, что, исходя из правоприменительной практики, которая будет нарабатываться, отдельные положения могут эволюционировать.

Главное же то, что никаких резких, революционных изменений не планируется. Ранее согласованные вывески будут висеть до конца действия ранее выданных разрешений, заверил Кузнецов. По оценке исполкома, переходный период займет три-четыре года.

ПОД ЗАПРЕТОМ — ШТЕНДЕРЫ И «НАДУВНЫЕ ИНОПЛАНЕТЯНЕ»


Подробнее о новых правилах рассказала начальник отдела рассмотрения проектов и городского дизайна Жанна Белицкая. Как оказалось, они разрабатывались довольно давно и уже примерялись на тех дизайн-проектах, что приносили предприниматели. Документ предусматривает сокращение видов информационных носителей, но тем не менее казанская версия мягче, чем в Москве или Санкт-Петербурге.

Белицкая продемонстрировала примеры разрешенных и запрещенных конструкций.

Под однозначным запретом — столь любимые бизнесом штендеры, которые зачастую «приковывают» посреди тротуара цепями. На слайде мелькнул и McDonald’s на Баумана, вертикальный кронштейн которого так поразил транспортного гуру Энрике Пеньялоса, побывавшего в Казани с серией лекций. Не будут больше шататься на ветру надувные фигуры «зеленых человечков» известной торговой сети. Казань говорит хватит и вывескам на заборах, и столь милым бизнесу светодиодным вывескам по принципу открытой подсветки. Вместо этого на фасадах, выходящих на главные улицы, придется ставить светящиеся буквы.

Правила благоустройства четко прописывают и места размещения информационных конструкций. Теперь на жилых зданиях и зданиях старше 1959 года постройки не разрешат вешать вывески выше первого этажа. На коммерческих зданиях это возможно, но в рамках целостной концепции оформления всего здания. При этом крышная конструкция теперь дозволена одна на все здание. Не поставишь отныне стелу или флаговую композицию на чужой земле, парковке, газоне или ближе 5 м от стволов деревьев. Не повесишь больше информационное панно во всю стену жилого дома или «табличку» на балконе многоэтажки.

А вот размещать информационные таблички и учрежденческие доски — название и время работы организации — можно без согласования. Но требования к ним тоже прописаны: высота, габариты, содержание, конкретизировала Белицкая. Дублирование одной и той же информации на разных конструкциях допускается, если это информация на разных языках (русском и татарском) либо расположена на разных сторонах фасада.

«МТС офисы, — скаламбурил кто-то из присутствующих. — Офис МТС...»

ВОКРУГ УАИГ ЗА 21 ДЕНЬ

Ужесточив требования, исполком решил упросить процедуру согласования вывесок — кафкианский характер процесса давно стал притчей во языцех.

— К нам поступает большое количество жалоб и обращений от предпринимателей, недовольных существующим порядком согласования их проектов, — пояснил Кузнецов. — Поэтому немаловажной задачей становится снятие административных барьеров. Нужны понятные и объективные критерии, единые правила игры, чтобы было заранее ясно, какой дизайн-проект можно согласовать, а какой — нет. Чиновник — и это самое главное — должен руководствоваться не личным мнением, а документом.

Жалобы бизнеса вполне понятны: до сих пор проект согласования вывески мог тянуться месяцами. Хотя в теории управление наружной рекламы рассматривало пакет документов 14 дней, УАиГ — тоже 14 дней. В проекте регламента, который находится сейчас на стадии разработки и ориентировочно будет принят в апреле, устанавливается срок в 21 день.

Сокращается и перечень документов — управление архитектуры не планирует, например, запрашивать обязательное согласование с собственниками домов, хотя ответственность за это и не снимается, уточнила Белицкая. Организуется ежедневный прием документов, вводится межведомственное согласование, то есть, если речь идет о размещении вывески в историческом центре, запрос в минкульт чиновники исполкома организуют сами, прибавив на это еще пять дней.

— В Казани начинают работать три многофункциональных центра — на улице Побежимова, проспекте Победы — 25 октября, — добавил Кузнецов. — Мы планируем организовать там прием документов для предпринимателей. Учитывая, что живем все-таки в IT-времена, в перспективе — возрождение полюбившейся предпринимателям «Планеты задач» для интернет-консультирования заявителей.

Кузнецов отметил, что исполком намерен жестко следить как за выполнением стандарта размещения конструкций, так и за соблюдением регламента. И пообещал, что встречи с представителями как рекламных фирм, так и непосредственных заказчиков информационных конструкций будут проводиться еще не раз — на базе администраций районов или управления архитектуры и градостроительства. Рабочие встречи планируется проводить дважды в месяц. Ближайший большой семинар по этим вопросам намечен на 9 апреля — в рамках выставки МАК-2014.

«ОСНОВНОЕ НЕДОВОЛЬСТВО — В СРОКАХ ПОДПИСАНИЯ ПАСПОРТОВ»


Предприниматели, с которым пообщался корреспондент «БИЗНЕС Online» после встречи, отметили, что варианты маневра с конструкциями, которые есть сейчас, сильно сокращаются. Да, конечно, город будет выглядеть более упорядоченным. И бизнес будет находить возможности проинформировать клиентов о себе как-то иначе, но все это будет упираться в дополнительные расходы. Есть вопросы и с брендовыми вывесками, стандарт оформления которых определяется иностранными штаб-квартирами. Есть конструкции, которые висят годами и настолько полюбились клиенту, что их ликвидация — это все равно что закрытие бизнеса, беспокоятся рекламщики.

С другой стороны, для предпринимателей есть и плюсы — не надо будет «перекрикивать» конкурента любой ценой, ведь все будут поставлены в равные условия. При этом расходы на изготовления более скромных по размеру конструкций будут ниже. Такая ситуация, понятное дело, не устраивает изготовителей конструкций, которые неплохо зарабатывали на этой «ярмарке тщеславия». Доходы от замены вывесок, не соответствующих стандартам, видимо, этих потерь не перекроют. Наверное, поэтому опрошенные «БИЗНЕС Online» представители рекламных фирм встретили новшества в штыки:

Фанис Замалиев — генеральный директор компании «АИР Плюс»: — Я не против регламента, но не такого жесткого. Пускай, например, все конструкции будут выполнены в едином стиле, но чтобы это было не только на уровне первого этажа, но и выше. А так у малого и среднего бизнеса просто не останется возможности заявить о себе.
Понятно, что город стремится к европейским стандартам, где все ярко и красиво. Но, откровенно говоря, в Европе нет щитовой рекламы, которая есть в Казани, ее же тогда тоже необходимо демонтировать. Получается, что городу зарабатывать на рекламных щитах 6?3 можно, а казанские рекламные фирмы остались без щитов.
Что касается согласования и получения разрешения на установку конструкций, то раньше это было непросто, а в будущем, мне кажется, будет вообще невозможно. Сейчас у меня паспорта не подписываются по полгода, но в тоже время штрафы из-за отсутствия паспорта огромные. Получается, паспортами оперативно заниматься не могут, а оперативно накладывать серьезные штрафы — пожалуйста.
Откровенно говоря, как нас, рекламщиков, так и весь малый и средний бизнес притеснили со всех сторон. У меня из 80 человек штатных сотрудников осталось всего 40, ровно половина работников потеряли работу.

Альбина Юсупова — генеральный директор «РА Маркиз»: — Казань к Универсиаде привели практически в безупречный вид. Но то, что происходит сейчас, как минимум странно. Принимается какая-то единая концепция вывесок. Это хорошо, но никто не спросил, каким образом это отразится на самом бизнесе. Я очень люблю свой город, эстетика ему очень нужна, но такая эстетика, которая не будет ущемлять права малого и среднего бизнеса. Под красивым предлогом о том, что мы приводим город в порядок, очень сильно ущемляются права и рекламщиков, и самих предпринимателей. Думаю, будет поступать много жалоб, заявлений в суд.
Мое видение ситуации следующее — вся политика города направлена на то, чтобы предприниматели начали покупать рекламные площади, а именно рекламные щиты, у Москвы, которая благополучно их выкупила у Казани. То, что сегодня нам объявили о новом регламенте открыто и прозрачно, — очень хорошо. До Нового года мы понятия не имели о каких-то изменениях, сейчас мы хотя бы о них знаем. Что ожидает нас в будущем, к чему готовиться.
Если говорить о нынешнем положении дел в области получения соглашения на установку рекламных конструкций, то тут существует следующая система: если фирма находится под «крышей» чиновника, то все процессы сверхускоренные. Все остальные получают в штатном режиме, а это где-то два-три месяца.

Татьяна Кочергина — директор «Арт-М»: — Те изменения, которые были приняты, мне кажется, больше уместны для центра города. Многие пункты из этого решения просто нелогичны и неактуальны. Те же стелы для автозаправок, согласно новому регламенту, также должны подлежать демонтажу. Сами понимаете, это абсурд! И так можно пройтись по многим пунктам.
Что касается нынешнего процесса согласования вывесок… То, как сейчас это происходит, просто ужасно. Я за последние лет 6 такого бардака и беспредела не видела. Основное недовольство заключается в сроках подписания паспортов. Эти паспорта часто теряются, либо тебе удается найти их среди документов самому, либо нет — никакой организованности, порядка!
Но все-таки в любом случае облик Казани за эти два года очень сильно поменялся, стал лучше. И все заказчики уже привыкли к жестким требованиям и сами заказывают хорошие вывески. Что будет сейчас, понятно. Но и существовать только за счет режимной таблички 60x40, завлекать гостей и клиентов только ею компания не может.

Авторы: Дмитрий Катаргин, Кира Маслова

Источник: http://www.business-gazeta.ru/article/100547/

Похожие статьи:

Новости«ТрансТехСервис» приобрел двигатель торговли

НовостиПодсесть на рекламу

НовостиИсполком Казани проведет аукцион на право размещения наружной рекламы