Незваные ГОСТы

24 февраля 2015 в 14:42
1684 просмотра
article2004.jpg

Георгий Полтавченко просит у Дмитрия Медведева послаблений для наружной рекламы.




Как стало известно "Ъ", губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть ГОСТ, запрещающий размещать наружную рекламу над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Под угрозой рынок наружной рекламы Петербурга с оборотом 5 млрд руб. в год, предупреждает господин Полтавченко. Надежды операторов и чиновников на вступивший на днях в силу регламент Евразийского экономического союза, позволяющий его участникам добровольно применять национальные ГОСТы, не оправдались. Верховный суд РФ решил, что "защита жизни и здоровья граждан" важнее.

Письмо Георгия Полтавченко премьеру Дмитрию Медведеву подписано 19 февраля и направлено в правительство, подтвердил "Ъ" глава комитета по печати Смольного Сергей Серезлеев. В связи с "критической ситуацией" на рынке наружной рекламы Санкт-Петербурга глава Смольного просит исключить часть требований отраслевого ГОСТа, запрещающих размещение рекламных конструкций над проезжей частью, на разделительных полосах, в пределах границ наземных пешеходных переходов и на пересечениях автомобильных дорог и улиц на одном уровне, а также на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна.

Оспариваемый ГОСТ ранее носил рекомендательный характер, но в августе 2014 года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым поручила региональным властям обеспечить обязательное исполнение ГОСТа, а МВД — проконтролировать эту работу. К этому моменту в Москве, Московской области и других регионах было проведено уже 317 торгов, по условиям которых ГОСТ по согласованию с ГИБДД обходили как "рекомендательный". Однако в Санкт-Петербурге (где в 2013 году истекли сроки размещения 14,5 тыс. рекламоносителей) торги по старым правилам провести не успели. Они были объявлены лишь в августе прошлого года. Однако Федеральная антимонопольная служба их отменила по жалобе операторов "Реклама-центр" (входит в холдинг "Адамант") и "Нева-Спорт" (входит в группу "Постер").

Эти компании указывали, что, в отличие от Москвы, власти Санкт-Петербурга не согласовали размещение конструкций с ГИБДД. Как сообщает в письме премьеру Георгий Полтавченко, из 9,629 тыс. утвержденных в апреле администрацией Петербурга мест под рекламу требованиям ГОСТа удовлетворяют не более 46 адресов. Одновременно в Смольном ввели мораторий до 30 марта на массовый демонтаж конструкций при условии погашения их владельцами долгов перед городом.

Глава Смольного просит премьера не допустить фактического сворачивания рынка с оборотом 5 млрд руб. в год, которое приведет к потерям бюджета и 5 тыс. рабочих мест, говорит господин Серезлеев. По данным комитета по печати, отчисления в бюджет от аренды мест под рекламу могли составить 760-780 млн руб. (не считая налоговых поступлений), хотя около 400 млн руб. операторы должны городу. На 2015 год план пополнения доходов бюджета снижен: наружная реклама напрямую должна принести Санкт-Петербургу 500-600 млн руб.

Господин Полтавченко в письме ссылается на официальные данные мониторинга, по которым наружная реклама была причиной менее 2% ДТП в России и странах СНГ. Обойти ГОСТ чиновники рассчитывали с помощью вступившего в силу 15 февраля технического регламента Евразийского экономического союза, позволяющего его участникам добровольно применять национальные ГОСТы. Однако в январе эти планы опроверг Верховный суд, в котором петербургские операторы "Реклама-центр" и "Нева-Спорт" пытались оспорить обязательность ГОСТа. Операторы доказывали, что его требования не соответствуют закону "О техническом регулировании" (предусматривает добровольное применение ГОСТов) и нарушают права и свободы предпринимателей. Но Верховный суд признал, что требования ГОСТа, касающиеся "защиты жизни и здоровья граждан", обязательны. А к ним, в частности, относится запрет на размещение рекламы над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах, поскольку она может затруднять водителям видимость дорожных знаков и светофоров.

«Негласно федеральный центр уже смягчил свою позицию относительно жесткого соблюдения ГОСТа, и, я надеюсь, инициатива Георгия Полтавченко с учетом экономической ситуации будет поддержана. Например, невыполнимое в условиях плотной застройки требование обеспечивать расстояние от края проезжей части до рекламоносителя 5 м не имеет никакой связи с реальными угрозами безопасности: нигде в мире статистика ДТП таких угроз не подтверждает»,— отмечает глава исследовательской компании "Эспар-аналитик" Андрей Березкин.

Глава представительства Russ Outdoor Владимир Рябовол считает, что "начало открытого диалога между бизнесом и властью дает надежду на сохранение отрасли, бюджетов и тысяч рабочих мест". Оператор рассчитывает, что компромиссные договоренности обретут также "правовую платформу, регулирующую отношения Смольного с операторами до проведения торгов". Власти рассчитывают провести их после того, как правительство рассмотрит обращение губернатора.

Автор: Анна Пушкарская

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2673858



Региональный опыт

В апреле 2013 года в мэрии Москвы заявляли, что надо «принимать регламент или менять ГОСТ», утверждая, что по нему «установка наружной рекламы в городах практически невозможна».

В октябре 2014 года комиссия при Минтрансе в ходе выборочной проверки признала не соответствующими ГОСТу 32 из 38 конструкций на участке Новорижского шоссе — самой дорогой для рекламы трассы Подмосковья (см. “Ъ” от 28 октября 2014 года).

В январе 2015 года власти Омска подтвердили сокращение конструкций на центральных магистралях с 676 до 56 конструкций и соответственно перечислений в бюджет с 13,2 млн до 3 млн руб. в год.

В феврале 2015 года Верховный суд поддержал МВД в споре с властями Перми, выдавшими разрешение на размещение над дорогами транспарантов-перетяжек.

Похожие статьи:

НовостиВладельцы перетяжек остались в долгу

СтатьиНовые правила для наружной рекламы снижают привлекательность рынка

НовостиВ 2013 году доля затрат рекламодателей на рекламу на транспорте вырастет до 23 процентов