Бедный богатый метрополитен

2 июня 2014 в 21:06
1544 просмотра
article1336.jpg

Петербургские транспортные ГУПы подвели финансовые итоги 2013 года. 

Из отчетов предприятий следует, что скромный «Горэлектротранс» заработал на коммерческой деятельности столько же, сколько Петербургский метрополитен на рекламе, хотя вся подземка обклеена плакатами и лайтбоксами. Ответ на этот парадокс оказался простым: метрополитен не продает рекламу, а всего лишь сдает в аренду площади. А тарифы на размещение не пересматривались с 2009 года.

Все три городских транспортных ГУПа – метрополитен, «Горэлектротранс» и «Пассажиравтотранс» – подвели итоги исполнения финансового плана за 2013 год. Как следует из документов, которые оказались в распоряжении «Фонтанки», самые большие расходы (что естественно) были у подземки: за 2013 год предприятие потратило 21,6 млрд рублей. Из них 1,7 млрд ушли на покупку электроэнергии, 6,2 млрд – на зарплату сотрудникам, 1,6 млрд – на страховые взносы. Ремонт подвижного состава обошелся в 4,5 млрд рублей.

Затраты «Горэлектротранса» существенно меньше – около 8,1 млрд рублей. Из них на электричество потрачено 775 млн рублей, зарплату водителей и кондукторов – 3,9 млрд, страховые взносы – 1,14 млрд. Капремонт подвижного состава обошелся в 186 млн рублей. Наконец, расходы «Пассажиравтотранса» составили 7,6 млрд рублей. Около 1,3 млрд потрачено на топливо для автобусов, 350 млн – на запчасти, 3 млрд получили сотрудники предприятия за свой труд. Страховые взносы оказались в районе 900 млн рублей.

Основными источниками доходов для всех трех ГУПов были субсидия комитета по транспорту и плата граждан за проезд. Метрополитен собрал с граждан 16 млрд, а еще 4,7 млрд ему заплатил бюджет. (Для сравнения: доход «Горэлектротранса» от перевозки пассажиров – 4,25 млрд, субсидия – 3,4 млрд рублей.) Третьим источником прибыли является коммерческая деятельность. Согласно отчету метрополитена, от рекламы подземка получила 331 млн рублей, а от сдачи в аренду многочисленных объектов нежилого фонда – 430 млн рублей, итого – 847 млн рублей.

Последние цифры крайне любопытны: получается, что за аренду всех площадей метрополитен получил больше, чем от рекламы, хотя вся подземка увешана плакатами и лайтбоксами. Еще более парадоксально эти цифры выглядят при сравнении с коммерческой деятельностью других ГУПов. Так, «Горэлектротранс» заработал за 2013 год 362 млн рублей, хотя источников для заработка у предприятия не так много: наружная реклама на наземном транспорте запрещена. В итоге основная прибыль идет от аренды нежилых помещений. Кроме того, ГУП сдает в аренду опоры контактной сети под рекламные конструкции.

Как выяснила «Фонтанка», причина этого финансового парадокса кроется в особенностях взаимоотношений метрополитена с рекламодателями. Петербургский метрополитен передал право на продажу рекламы у себя Городскому центру размещения рекламы, который подведомственен Смольному. Последний, в свою очередь, заключил договоры с четырьмя операторами – ООО «Метроном», ЗАО «Анфас», ЗАО «Коммет» и «Афкап». Именно эти компании и занимаются поиском рекламодателей по собственными расценкам, а метрополитен получает деньги лишь за аренду и обслуживание рекламных площадей.

При этом, по информации нашего издания, тарифы на аренду не пересматриваются уже с 2009 года, даже с учетом инфляции. В итоге доход подземки от рекламы остается стабильным: в 2010 году было получено 298 млн, в 2011 году – 297, в 2012-м – 316, в 2013-м – 331 млн. Кроме того, вышеуказанные компании платят метрополитену за обслуживание рекламных конструкций: в 2011 году размер платы составил 176 млн, в 2012-м – 174 млн, в 2013-м – 202 млн. Правда, львиная доля этих средств ГУПу не достаются, так как содержанием конструкций занимается сторонний подрядчик – компания «Метротранс-сервис». В 2011 году из 176 млн ей достался 151 млн, в 2012-м – 151 из 174, в 2013-м – 145 из 202. В итоге, несмотря на всю емкость рынка рекламы в подземке, ГУП «Петербургский метрополитен» закончил 2013 год с незначительной прибылью в 25 млн рублей, а в 2012 году и вовсе был убыток в 385 млн. Для сравнения: «Горэлектротранс» показал в 2013 году убыток в 53 млн рублей (в 2012-м – 105 млн), «Пассажиравтотранс» – в 154 млн рублей (в 2012-м – 143 млн). Впрочем, в «Пассажиравтотрансе» отмечают, что одна из причин убыточности – наличие собственной медсанчасти, которая обслуживает работников предприятия бесплатно.

В самом Петербургском метрополитене оправдывают свое финансовое бессилие тем, что ГУП не может создавать собственную службу для поиска рекламодателей, так как это не относится к области деятельности предприятия. Что касается тарифов, то, как отмечают в ведомстве, этим должна заниматься не подземка, а Городской центр размещения рекламы. Отметим еще один момент. Согласно данным аналитической системы СПАРК, ООО «Метроном» – один из четырех операторов, продающих рекламу в метро, – зарегистрирован в здании на улице Одоевского, 29, которое принадлежит метрополитену. Единственным учредителем компании является оффшор с Виргинских островов «Логбелл Интернешнл Лимитед». На Одоевского базируется и «Метротранс-Сервис», которое обслуживает рекламные конструкции (принадлежит частным лицам).

Среди учредителей другого оператора – ЗАО «Коммет» – есть Петербургский метрополитен: предприятие при создании общества внесло 20%-ную долю. Кроме того, юридически компания зарегистрирована в здании на Московском проспекте, где работает управление метрополитена. Список акционеров общества скрыт, но любопытно, что одно время директором «Коммета» был Алексей Межов, который также возглавлял ЗАО «Анфас». Список учредителей «Анфаса» скрыт. Согласно сайту ЗАО «Коммет», компания работает в офисе в доме на площади Морской Славы. Там же, согласно официальному сайту, базируется и «Афкап».

Авторы: Андрей Захаров, Венера Галеева

Источник: «Фонтанка.ру»

 

Похожие статьи:

НовостиВ столичном метро экспериментируют с напольными указателями

НовостиРекламные щиты в переходах метро могут заменить на цифровые панели

НовостиСтоличное метро готово потратить более 180 млн рублей на рекламу новых проездных