Как сделать бизнес на проекционных шоу

30 мая 2015 в 15:33
6749 просмотров
article2216.jpg

Cтартап «Сила света» начинал с работы за еду. Теперь это заметный игрок на глобальном рынке.

В 2010 году предприниматели Александр Ус и Алексей Розов сидели в клубе «Крыша мира» и готовили очередное световое шоу. Денег это не приносило — они устраивали проекции на вечеринках и взамен получали бесплатную еду и офис. Так продолжалось два года, и, если б не любовь к свету и электронной музыке, они бы давно разошлись по работам, которые приносят деньги. Но терпение было вознаграждено — ко дню рождения Уса, 9 мая, и 65-летию Победы компании предложили осветить сразу два городских здания. С тех пор партнёры не сидели без дела и даже стали сами выбирать, чем хотят заниматься. Последняя работа — проекция на сцене «Евровидения» во время выступления Полины Гагариной.

Унылый антуражАлександр Ус, 35 лет, большую часть жизни прожил на «Выхино» среди кирпичных хрущёвок и панельных домов. Но видел в них не только уродливые однотипные строения, а «идеальное полотно для творчества». По дороге домой на Вешняковскую улицу он представлял, какие рисунки однажды на это полотно лягут.

В 1998 году, когда Усу было 17, в Москву приехал французский композитор, отец электронной музыки Жан-Мишель Жар. Ус был в шоке, когда увидел его световое шоу на главном здании МГУ, — оказалось, то, о чём он мечтал в детстве, может стать реальным. Но осветительные приборы стоили очень дорого, и Ус всерьёз не думал, что может этим заняться.

Через пять лет они с другом Алексеем Розовым (познакомились, соперничая за девушку) открыли интернет-магазин, продающий бытовую технику «Мегавольт». Вскоре Ус вышел из проекта, а Розов его продал и заработал несколько десятков тысяч долларов. Вскоре партнёры занялись новым проектом — конструктором футболок Mary Jane. Пользователи голосовали за лучшие дизайн-проекты, и они печатались тиражом 50 экземпляров. Проект и сейчас существует, но оба партнёра продали доли и, по словам Уса, заработали не много.

На дружеском квартирнике Ус встретил знакомого бизнесмена из Питера. Тот сказал, что купил в Китае световой прибор, с помощью которого можно совершить революцию в рекламе — показывать проекции на билбордах. Но технически прибор не был приспособлен для этого, так что дело шло туго. Вскоре бизнесмен потерял к этому интерес, а приборы остались. Они и послужили началом «Силы света».

Ус пытался их продавать, 700 000 рублей за штуку. Однажды он привёз прибор в Екатеринбург людям, похожим на бандитов. Не успел передать покупку клиентам, как из прибора выпала линза. «Меня хотели наручниками приковать к этому прибору, но мы успели смотаться», — вспоминает Ус. В то время на горизонте появился Розов — он получал большую менеджерскую зарплату, но не получал удовольствия. «Он сказал, что работа дико скучная и вдобавок от неё живот растёт», — говорит Ус. Первые годы Розов вкладывал в «Силу света» свои накопления, к концу 2010 года долг компании перед ним составил $100 000. Он вдохновлял других тем, что отказался от материального достатка, чтобы тратить деньги на рискованный проект.

Cветовые шоуДля того чтобы показывать картинку не только вертикально, но и горизонтально, партнёры сделали прибор двухслойным. «Чтобы у тебя всадник скакал по степи горизонтально, а солнце за его спиной поднималось вертикально», — объясняет Ус.

«Вся школьная программа физики, которая мне казалась на фиг не нужной, вдруг пригодилась», — вспоминает он. «Мы как дураки лезли в прибор с газоразрядной ксеноновой лампой, получали ожоги роговицы, нас било током. Мы такие, заражённые светом получились». Тогда рынка мэппинга (проецирования) в России не существовало. Партнёры ходили в компании, предлагали свои услуги и объясняли, чем занимаются. Хотя, по сути, у них было только «китайское ведро» и настойчивость.

Незадолго до кризиса 2008 «Сила света» получила заказ от ВГТРК на открытие Останкинской башни на $50 000. Впрочем, эти деньги быстро ушли на покупку оборудования, печать слайдов и другие необходимые вещи. К концу года компания начала уходить «в жёсткий минус».

Партнёры и технический директор Слава Соболев арендовали пространство в клубе «Крыша мира» для себя и своих стокилограммовых пушек — светового оборудования (Ус говорит, что заработал себе варикозное расширение вен и делал операцию, потому что сам таскал их). Сидели бесплатно, но за это устраивали световые шоу. Так продолжалось два года, все уже отчаялись, когда вдруг ко дню рождения, на 9 мая, Усу прилетел подарок. Правительство Москвы заказало засветить Останкинскую башню и Музей войны на 65-летие Победы — о парнях со слайдовыми проекторами вспомнили агентства, к которым они когда-то ходили.

Ус и Розов восстановили приборы, которые тогда уже разваливались, наняли команду и сделали проекцию. На полученные деньги купили два нормальных видеопроектора, наняли видеодизайнеров и устроили на «Крыше мира» масштабную засветку с погружением в космос.

ПроектыВ 2011 году московский Департамент СМИ и рекламы устроил первый фестиваль «Круг света», где компании в области светового дизайна создавали проекции на разных зданиях Москвы. «Сила света» получила заказ на засветку Манежа. Ус со своим приятелем, диджеем Касты по кличке Хобот, ехал в поезде и обсуждал этот проект. Он хотел, чтобы здание говорило о себе. Родился идеальный вариант — попросить сделать это рэпера. «У меня патологическое желание оживить здание — глаза и рот прикрутить», — говорит Ус. Это не метафора — в проектах «Силы света», где сценарии пишет сам предприниматель, дома часто обретают органы чувств.

После фестиваля «Силу света» заметили рекламные агентства. Тогда же компания создала свой фирменный стиль c логотипом в виде гало и «ожила заново, как птица феникс». Российский рынок видеомэппинга только формировался — одни заказчики рассказывали о компании другим. Хотя использование 3D-мэппинга как не было, так и не стало массовым.

Виктория Канина, директор группы по работе с клиентами агентства Contrapunto (входит в BBDO Group), говорит, это дорого, охват ограниченный и клиенты обычно предпочитают другие каналы.

«Мы исходим не от формата, а от идеи, если 3D-мэппинг помогает её воплотить, то предлагаем клиенту. В прошлом году в Москве проходил Фестиваль света, его тема — Скорость света. Так как Билайну, нашему клиенту, было важно продвигать сообщение о скорости 4G, мы решили спонсировать этот фестиваль и транслировать сообщение: интернет со скоростью света, а 3D-мэппинг сделали основным носителем».

«Сила света» с самого начала конкурировала в основном с иностранцами — агентствам с хорошими бюджетами проще договориться с ними и не брать на себя риски по работе с новичками. «Никто не верил, что в России есть дизайн. Говорили, на фиг вы нужны, всё равно не сделаете лучше французов или итальянцев». Ус вспоминает, что это был мощный блок, который приходилось преодолевать.

«Сила света» заряжала энергией. Молодые таланты тянулись к компании, им обещали драйв и веселье (страница на фейсбуке компании и сейчас называется Just for Fun). Компания переманивала сотрудников теле- и кинокомпаний. Популярные моушн-дизайнеры приходили за меньшие деньги, потому что не хотели тухнуть в больших корпорациях.

Следующий подъём произошёл благодаря Philip Morris — сигаретная компания подписала контракт на год работы. Партнёры устроили музыкальный тур с музыкантами, которых любили сами, и неплохо заработали: купили новые проекторы, переехали в офис на «Красном Октябре», расширили штат. Тогда в компании работало 8 человек, сейчас — 54. По данным СПАРК, в 2013 году выручка компании составила 57 млн рублей (только ООО «Сила света»). По словам предпринимателей, в 2014 году выручка удвоилась.


ИнсталляцииКаждый день в обновлённом «Центральном детском магазине» на стенах кружатся золотые купола, плывут лодочки, развевается триколор, созданные «Силой света» в виде проекции на стену. Это первая работа компании, которая существует перманентно. В Музее детства, что на шестом этаже магазина, ещё одна — патриотичный медведь рассказывает историю магазина с помощью визуализации.

Компания хочет создавать больше таких инсталляций. Проблема со световыми шоу в том, что работа занимает иногда больше месяца, команда погружается в неё, а на выходе — пять минут представления, и остаётся только видео. Кроме того, так лучше для бизнеса — когда создаёшь шоу для фестиваля, зарабатываешь на работе и аренде оборудования, а в случае инсталляции оборудование покупают.

В среднем одна секунда работы «Силы света» стоит 12 000 рублей. По словам Уса, себестоимость высокая, потому что у качественных моушн-дизайнеров в России высокие зарплаты.

Компания одновременно ведёт два-три проекта и часто отказывается от предложений. «Когда становишься популярным, главное — не выйти в тираж и не потерять своё доброе имя, здесь грань очень тонкая», — размышляет Ус. Олег Вахромеев пытался организовать работу студии для сети кинотеатров, отправлял запрос, но ответа не получил. Он называет «Силу света» зазнайками: «Если им не интересно, они просто не отвечают, не берут трубки и не приходят на встречи».

В начале года портал LiveDesign Online выбрал шесть лучших автопрезентаций по всему миру, сделанных с помощью видеомэппинга. Две работы «Силы света» в рейтинге попали на первое и третье места. Благодаря этому предложений по работе в Китае и Америке у компании стало ещё больше.

«Евровидение»Режиссёр Алексей Голубев создавал шоу для российских артистов, в том числе для Полины Гагариной. Идею с платьем, которое использовали в этом году на конкурсе, он применял ещё в феврале на её концерте в «Крокусе». Гагарина стояла на лестнице, а её платье освещала проекция.

Ус и Розов подружились с Голубевым, когда тот делал шоу «Снежный король» для фигуриста Плющенко. Когда Гагарина позвала Голубева делать её постановку на «Евровидении», он предложил участие «Силе света». Сумму сделки компания не раскрывает. Оценки экспертов отличаются — называют суммы от 4 млн рублей до сотен тысяч долларов.

Предложение поступило за полтора месяца, на разработку концепции оставалось не много времени. Ход с платьем, которое превращается в звёздное небо, подходил под песню о вселенной. Хотя идеи были разные: думали выкатить бокс с голографической Гагариной, чтобы потом с помощью подъёмника вышла настоящая и объединилась с виртуальной.

Для работы над проектом организаторы конкурса прислали точную визуализацию сцены, «Сила света» воссоздала её в 3D. Команда придумала графику, нарисовала, как должен выглядеть свет, и отправила на «Евровидение». Спустя какое-то время организаторы прислали репетиционный ролик, где исполнитель стоит на сцене в роли Гагариной, а другие артисты номера расставлены на сцене — так можно увидеть, как это выглядит с разных ракурсов. 10 мая Ус прилетел в Вену на первые репетиции. Результатом группа осталась довольна.

Перспективы«Вскоре может появиться новый вид лазерных проекторов, где срок службы ламп существенно увеличится. Это станет революцией в нашем деле», — рассуждает Ус. Тогда архитектурное освещение будет более доступным, можно будет менять рисунок быстрее, и серые дома из детства заиграют разноцветными красками.

Страх Уса — «выйти в тираж и опопсеть», поэтому компания старается брать только интересные проекты, такие можно делать и бесплатно. Недавно команда разработала графику для благотворительного фестиваля «Я верю», который помогает детям-сиротам.

Партнёры любят электронную музыку и делают инсталляции в клубах, у которых не всегда на это есть деньги. «Когда создаёшь рекламный проект, то всё время воюешь с маркетологом, а здесь руки развязаны для экспериментов», — делится Ус. Кроме того, это не тот бизнес, где можно увеличиться в размерах и открывать новые филиалы, как «Азбука вкуса». Физически невозможно делать одновременно пять проектов, качество очень страдает.

Два направления компании на ближайшее время — инсталляции, где не надо каждый раз что-то создавать заново, и концерты музыкантов. Там компания выступает в роли crazy Russians, которые работают в срочном режиме и могут создать графику для тура за месяц. Местные агентства за такое просто не берутся. В Америке уже поступают первые заказы от музыкантов. Недавно «Сила света» делала визуальный тур для кантри-дабстеп-певицы Линдси Стирлинг.

В планах партнёров — сказка под рабочим названием «Алиса». Компания хочет арендовать пространство, где люди будут погружаться в волшебный мир, созданный при помощи их визуальных технологий. Это первый b2c-проект, заработать планируют на билетах.

Комментарии конкурентов:
Александр Зальцман, креативный директор агентства «Свечение»

Главное их отличие, я думаю, в том, что они когда-то пришли и заняли это место на рынке и за годы существования сумели прославить свой бренд. Это стало возможным во многом потому, что они начинали это делать «на коленке» — закупали и дорабатывали аналоговые проекторы и световые пушки, а художники сидели за большим столом на бадаевском заводе и рисовали мультипликацию.

По сути, в начале их работы они были очень увлечены своим делом и в результате этого получили место на рынке. Сейчас, насколько я знаю, они полностью на цифре, и уникальность их теперь в первую очередь состоит в том, что они имеют хороший бренд и устоявшийся пул заказчиков — город и ивент-агентства.

Из минусов я бы назвал то, что они сами не так много делают. Они, по сути, состоят из дизайнеров и техников-монтажников, а креатив по части нестандартных конструкций и инженерии отдают на откуп другим. У нас был опыт работы с ними, когда мы помогали по креативу для светового оформления муниципальных объектов, и мы были удивлены, что они не делают это сами. Мы для них придумали концепцию по освещению фасада, территории музыкальной школы и арт-объекты на этой территории.

Андрей Тубольцев, основатель Dream Laser

Это отличные ребята с хорошими и новыми идеями. Они отлично делают свою работу по производству контента и постановке шоу. Это хорошие и дорогие проекты, но не каждому заказчику они по карману. У них отличный дизайнерский штат, но они в первую очередь студия, а не прокатная компания.

Текст: Настя Черникова

Источник: «Секрет фирмы»

Похожие статьи:

СтатьиNFC-технологии: будущее наступило сегодня

НовостиИнформацию о рекламных конструкциях разместят на «Открытых данных»

СтатьиВ глаза смотреть!